Юность


Раздел "Профориентация"


Ступени высшего образования

profession

Для того, кто не знает, куда плывёт, никакой ветер не будет попутным. Б.Спиноза

Начиная с 1992 года в Российской Федерации действует многоуровневая система высшего профессионального образования. Установлены следующие уровни, или ступени, подготовки:

• Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации (степени) «бакалавр», - срок обучения не менее 4 лет;

• Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «дипломированный специалист», - срок обучения не менее 5 лет;

• Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением квалификации «магистр», - срок обучения не менее 6 лет.

Введением в 1992 году многоуровневой системы решали задачу вхождения в систему образования, принятую во многих странах. Раньше в нашей стране действовала одноступенчатая схема: вузы выпускали только дипломированных специалистов со сроком обучения 5-6 лет.

Итак, специалисты: пять лет подготовки – и диплом специалиста-практика, а затем работа по профилю полученной специальности. Для того, чтобы получить степень бакалавра и диплом об общем высшем образовании, необходимо учиться четыре года, после чего продолжить обучение на магистра в течение ещё двух лет. Магистратура существует не во всех российских вузах, и поступать в неё можно только с дипломом бакалавра. Набор в магистратуру конкурсный – в неё поступают примерно 20% от общего числа бакалавров.

Первые два года обучения специалистов и бакалавров проходят одинаково – они получают базовое образование. Начиная с 3-го курса программы подготовки специалистов и бакалавров различаются. Поэтому, если бакалавр захочет продолжить обучение по программе подготовки специалиста, он должен будет ликвидировать разницу в прослушанных и сданных дисциплинах, накопившуюся за четыре года обучения. Кстати, появилось новое понятие: « направление подготовки дипломированного специалиста».

Разница между специалистом и магистром заключается в том, что магистров готовят для научной работы, а специалистов – для профессиональной деятельности в определённой отрасли. Имея диплом бакалавра одного вуза, можно поступить в магистратуру другого вуза. Правда, снова может возникнуть проблема с различиями в учебных планах.

Любое нововведение требует на свою «утряску» определённого времени, ибо всегда появляются какие-то нестыковки нового со старым. Наример, есть некоторые проблемы с трудоустройством бакалавров – работодатели не всегда настроены брать их на работу. Причин несколько. Одна из них - психологическая: ряд нынешних работодателей получали образование в советское время, когда вузы готовили только специалистов, а слово «бакалавр» было не нашим, западным. Ещё одна причина – разница в программах обучения: специалиста готовят по конкретной специальности, как бы узкопрофильно, а программы бакалавриата – широкопрофильные, имеют общенаучный и общепрофессиональный характер. Бакалавр получает фундаментальную подготовку без узкой специализации, т.к. учится только 4 года.

И всё же бакалавриат имеет свои преимущества:

• этот вид классификации принят по международной классификации и понятен работодателям за рубежом;

• фундаментальность подготовки, её « несуженность» позволяет, при необходимости, сменить профессию. Дело в том, что, в соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по направлениям построены так, что позволяют за год перейти к одной из целого «веера» совместимых профессий;

• Специалисту же для того, чтобы получить новую профессию, придётся учиться 2-3 года, да ещё и на коммерческой основе, т.к. это уже будет вторым высшим образованием;

• Для бакалавра же обучение в магистратуре классифицируется как продолжение образования на следующей ступени и поэтому является бесплатным (для бюджетных мест);

• Уже через 4 года после поступления в вуз человек получает диплом и обретает экономическую самостоятельность.

Что же выбрать? Какую образовательную траекторию выбрать для себя? Прежде всего подумайте о направленности своей профессиональной подготовки. Если нет осознанного стремления заниматься в будущем научной деятельностью или работать по узкой специальности, то можно остановиться на бакалавриате. Кроме того, выясните реальную ситуацию на рынке труда по своему месту жительства. Постарайтесь понять, насколько конкурентоспособной в вашем регионе будет приглянувшаяся вам специальность и квалификация, получится ли быстро найти работу, имея на руках диплом бакалавра.

Автор:Людмила Леоничева , социальный педагог МУ ЦСППМ «Юность».

Яндекс.Метрика